вторник, 13 октября 2009 г.

Ломать не строить (какой знак препинания стоит поставить?)

Любой продукт требует периодического обновления. Это главный закон торговли. Даже самое крепкое судно, длительно находящееся в плавании, начинает гнить. Даже самое любимое радио, на котором изо дня в день крутятся одни и те же композиции, начинает надоедать. Бритвы тупеют, автомобили разваливаются, а у любимой женщины со временем обвисают сиськи.

Конечно, любой процесс старения (потери актуальности) можно приостановить. На гнилые доски корабля поставить заплатки, бритву заточить, в грудь инсталлировать пару дорогостоящих имплантов. Только все это временно, ибо заплатка, поставленная на заплатку, поставленная на еще одну заплатку - держаться не будет. Металл бритвы окончательно истончится, а кожа груди растянется под весом силикона и, в конце концов, превратится в смесь помидора с ушами спаниеля. Жалкое зрелище, знаете ли.

Так и любой интернет-проект требует периодического обновления и актуализации. Запросы посетителей растут в соответствии с мировым прогрессом и, даже если вы сделали мега-новаторский сайт, без его обновления уже через пол года какой-то выскочка со свежими идеями обойдет вас на повороте.

Есть несколько путей для актуализации, "осовременивания" и "вкусной затравочки": они похожи на старого и молодого быка, спускающихся с горы. "Способ молодого быка" - это когда мы быстренько создаем соответствующий времени и потребностям интернет-сообщества ресурс, а потом пытаемся удержать посетителем (и нарастить их количество, если получится)  постоянным созданием новых и новых приблуд. "Способ старого быка" - это создание актуального проекта, заполняющего свою нишу и дальнейшее "качественное" расширение: медленное, продуманное, основанное на сохранении стабильности и постепенном наращивании пользователей и функционала.

Сайты, созданные по первому принципу, обычно похожи на "коммунальный скворечник". Как если бы мы построили себе небольшой домик, потом пристроили бы к нему домик для гостей, потом еще добавили домик для тети Кати, потом еще пристроечку для четы Постояльцевых, а сверху мансарду для двоюродного брата третьего мужа папиной четвеюродной бабушки. Рано или поздно оказывается, что зайти в одну пристройку не получается, потому что ее дверь упирается в стену другой, а третья пристройка вообще отваливается из-за своей ветхости, увлекая за собой четвертую и пятую - гораздо более новые и вроде как пригодные для жизни пристройки.

Проекты, развивающиеся по второму принципу, тоже далеко не всегда конкурентоспособны и выдерживают прессинг прогресса. Процесс развития таких проектов заторможен и неповоротлив. Развитие их молодых и шустрых конкурентов, выбравших первый путь, поначалу идет гораздо быстрее, значительно обгоняя тех, кто десять раз обдумывает каждое решение. Новые "плюшки" гораздо лучше привлекают толпы пользователей, поскольку "стабильность и качество" сложно анонсировать в пресс-релизе или изобразить на баннерах, а аудитория проекта растет так медленно, что владельцы не дожидаются "светлого будущего" и сворачивают хорошее начинание, либо переводят на модель "молодого быка".

Буду смотреть правде в глаза: с самого начала Smotri.com являлся ярким представителем лагеря "молодых быков". Ах, сколько же мы наплодили надстроек и заплаток! Модных, креативных, использующих сложные алгоритмы и необычные модели. Языковые локализации ресурса (английская, испанская и даже иврит), тяжелая верстка в 20 различных вариантах, индивидуальные настройки контента для каждой из тысячи наших витрин. Конкурсы, сообщества, дневники, платные услуги, избранное видео с других видеохостингов - сколько интересных и оригинальных задумок были реализованы наспех, наполовину, в погоне за ежегодно разрастающимися квартальными планами. Наши разработчики, компания Netstream, используют термины "пилили" и "допиливали", говоря о том, что они дорабатывали какой-то сервис. Так вот, в течении нескольких лет мы на Smotri.com не "пилили", а безбожно "стругали" новые и новые пристройки к коммунальному скворечнику.

Кризис все расставил на свои места. Как говорят многие топовые управляющие: кризис заставил нас переосмыслить свою работу, оценить пользу и качество работы большинства сотрудников, выбрать приоритетные пути развития и отказаться от "шелухи". Кризис заставил нас задуматься о стабильности и трезво оценить, что именно для нас важно. Оказалось, что можно "настругать" сотню новых конвертеров для загрузки видео, но если нет новых серверов, то эти конвертеры будут совершенно бесполезны. Можно перевести сайт на все языки мира, но если нет сотрудников, знающих язык и готовых заниматься наполнением языковой локализации сайта нужным контентом, то при переключении между локализациями мы будем видеть "проплешины" вместо "популярных" видеороликов или видео, рекомендуемого к просмотру. Можно сколь угодно долго трясти красивой оберткой перед глазами пользователей, но рано или поздно они захотят попробовать вкусную начинку и расстроятся, осознав, что перед ними вместо конфетки... мыльный пузырь.

Мы оказались очень сильными. Да-да, сильными и смелыми! Я мало знаю ресурсов, которые за год при отсутствии какой либо рекламы и покупного траффика смогли бы не только не растерять многомиллионную аудиторию, но и приумножить ее, сделав акцент на ядро. Наши сотрудники пахали днем и ночью практически на хлебе и воде, но это дало нам возможность увидеть реальные результаты нашей работы и сделать выбор в пользу не количественной, но качественной оценки своих работ.

Между путями молодого и старого быка мы выбрали третий путь, которым сейчас идем, и по которому будем двигаться в течении следующих десятков лет (а что? у меня грандиозные планы!) Мы реально осознаем, что именно важно, а что является "шелухой", и работаем над этим в тех пропорциях, которых требует выбранная нами модель развития. Занимаемся стабилизацией, при этом не отказываясь от новых идей. Обрезаем лишний функционал, совершенствуя востребованный и актуальный. Взвешиваем все "за" и "против", а затем с победным кличем "и-ха!" несемся на стадо :) Берегитесь, телки!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

У меня есть мысль и я ее думаю...